Размер шрифта
Цвета сайта
Изображения

Настройки

Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Государственное бюджетное учреждение Республиканский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

Я молодая мама, ребенку 1,5 года. В последнее время, читая литературу по воспитанию детей, встречаю термин «кризисный возраст». Возможно ли бескризисное развитие?

Когда мы, взрослые, меняем профессию или переезжаем в другой город, нам приходится испытывать примерно такое же состояние, какое испытывает ребенок, переходя от одного вида деятельности к другому. При этом учтите, что мы взрослые и знаем, чего хотим. А ребенок? Он совсем не подозревает, что трижды с момента рождения вступает в полосу кризисов. Эти периоды можно назвать «возрастами упрямства», когда даже вполне нормальные дети становятся трудными.

Первый (заметный) кризис ребенок переживает между 2,5–3,5 годами. Очаровательный покладистый малыш вдруг или постепенно превращается в капризулю. Отвергается любое предложение, просьба, на любой вопрос почти автоматический ответ «нет», «не хочу», «не буду». Ни в коем случае нельзя ломать ребенка, нужно примерно в 1/3 случаев уступать ему, в 1/3 настаивать на своем, и в 1/3 оставлять вопрос открытым.
Второе обострение — между 6–7 годами, иногда ближе к 8–9 годам. То же самое, но на другом уровне. Ребенок учится выбирать сам, теперь он не следует тому примеру, который перед ним ставят. «Мама, ты говоришь неправильно, дядя Саша знает лучше тебя!» «Эту майку я надевать не буду, она мне не нравится».

А впереди еще одна буря — кризис подросткового возраста. Иногда мы, родители, впадаем в панику, высказываем предположения о неблагополучии своего ребенка, вместо того чтобы помочь ему подготовиться к этой полосе препятствий. А значит, преодолеть ее с меньшими затруднениями.

Итак, подведем итоги.

Любые недостатки, нарушения, отклонения в развитии, деятельности и отношениях ребенка, а точнее, их несоответствие его возрасту и индивидуальным возможностям, есть сигнал о неблагополучии.

  • Если они вызваны медико-биологическими причинами — ребенок требует помощи специалистов.
  • Если они связаны с педагогическими причинами (т. е. недостатками воспитания) — преодолеваются педагогическими средствами. (Речь идет о педагогической запущенности.)

Но из каждого правила есть исключения. И не всякого ребенка, который попал в плохую среду, имея нездоровых родителей, посещает плохой детский сад или школу, вырос на «круглых сутках», в продленке, детском доме, постигает печальная участь.

Ребенок активен сам, он борется за свое существование. Вполне возможно, у него наступит перелом развития, укрепится здоровье, появятся какие-то стимулы. Но не будем закрывать глаза на то, что у такого ребенка меньше шансов, он более уязвим и хрупок. И было бы слишком жестоко бросать его в бурную реку, не научив плавать.

Обновлено 13 мая 2014 Версия для печати
Детский телефон доверия

8-800-2000-122

Реализация Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ»

Примите участие в опросе

Ваше мнение важно для нас!